Как работает организация «Пеликан»?
Как работает организация «Пеликан»?
Мы осуществляем свою деятельность в соответствии со всеми законами и нормативными актами Российской Федерации в области образования и дополнительного образования.
Как все начиналось…

Разбирая документы 20-летней давности, нашли августовский выпуск бюллетеня «Общественный диалог» 1999 года.

Специальный выпуск информационно-правозащитного центра «Мемориал» был полностью посвящен работе нашей, тогда еще совсем молодой, организации.

Интересно, что вопросы, которые 20 лет назад звучали более чем остро, и сегодня не утратили своей актуальности. И более чем приятно то, что наша позиция, сформулированная еще в конце 20 века, сегодня нашла развитие и в международных актах, и в актах Российской Федерации, и в реализации государственной политики.

Посмотрим, о чем говорили два десятилетия назад специалисты и родители детей-инвалидов, и насколько это актуально сегодня.

«Семье нужно помогать, а не строить новые интернаты. Получается, что те семьи, которые не сдали детей в интернат, брошены на произвол судьбы. Моему ребенку 9 лет, из них 8 он просидел в четырех стенах. Мы живем только надеждами; надеждой, что скоро откроется Центр «Пеликан», потому что нигде в других местах ребенка с синдромом Дауна не берут…».

Так было в конце девяностых: тогда, действительно, появление ребенка с синдромом Дауна на улицах или в общественных местах было большой редкостью. Такой ребенок и его родители всегда были объектом пристального внимания. Единицы имели смелость выводить малышей из дома и не обращать внимание на взгляды окружающих. Да и, чего скрывать, наши соседи – жители близлежащих домов – очень долго не могли смириться с тем, что в помещение рядом с их домом приходят дети, которые, по их представлениям, должны сидеть за закрытыми дверями.

Сегодня благодаря усилиям общественности, активных родителей, органов государственной власти мы потихоньку движемся в направлении признания за всеми без исключения детьми и их родителями права участвовать в жизни общества. Хотя здесь ключевое слово - «потихоньку», и движение это не всегда поступательное – то здесь, то там мы встречаем вопиющие случаи непринятия непохожих на нас детей. Чего стоит только недавняя история изгнания из бассейна в курортном городе детей-инвалидов: и если реакцию недовольных отдыхающих бабушек хоть как-то еще можно понять, то решение администрации изолировать детей от отдыхающих, выделив им отдельные часы для плавания как-то совсем не укладывается в современное представление о толерантности.

Вопросы семейного устройства детей и сокращение количества мест в интернатах – эти идеи, нерешаемые еще 20 лет назад, сегодня реализуются государством. Проблемы, конечно, есть, но это уже совсем другого плана вопросы…

Да и обучение ребенка-инвалида совместно с его здоровыми сверстниками тоже становится реальностью. По крайней мере, на законодательном уровне. Инклюзивная деятельность, включающая образование, сегодня является одним из важных направлений в работе с детьми-инвалидами.

А мы с этого и начинали свою работу. Правда, тогда такого слова – «инклюзия» - в нашем обиходе еще не было. Просто мы принимали всех детей без исключения, где-то преодолевая сопротивление родителей - не без этого. И по ходу работы в какой-то момент приходит понимание, что сами дети не столь «щепетильны» в вопросах разделения на здоровых и инвалидов. «Пеликанские» дети, как многие называли наших ребят, одинаково просто могли находить общий язык друг с другом: без презрения, без жалости – просто сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка.



Made on
Tilda